Cоциальные институты
Мы можем определить социальный институт как набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих. Некоторые исследователи относят сюда и то, что называется базовыми ценностями, которые, в свою очередь, лежат в основе норм. Например, сложившиеся в обществе представления о добре и зле получают свое выражение в комплексе моральных правил и запретов.
К признакам социального института относят также использование символов. Например, символы государства – флаг, герб.
Сам процесс становления института – институциализация – проходит ряд этапов. Социологи различают следующие фазы:
- возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;
- постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
- создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;
- возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
- создание материальной базы социального института;
- включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.
Социальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в главные. Социологи выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Экономические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потребности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, включая важнейший из них – государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта подрастающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институты – наука, образование, культура. Духовным потребностям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании отвечает институт религии.
Главная функция любого института – удовлетворение определенной потребности. Эти функции открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах; закрепляются в системах социальных статусов. Так, цели образования в нашей стране нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функции называют явными. Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Если скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института.
Comments
Post a Comment